Для ускорения диверсификации разрабатываются эффективные законодательные, финансовые и административные механизмы.
О том, какую роль в этом процессе играет Союз машиностроителей России, рассказывает Владимир Гутенев, председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ, президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».
Не барьер, а стимул
— Владимир Владимирович, почему перевод «оборонки» на выпуск гражданской продукции председатель СоюзМаш Сергей Чемезов определил как один из основных приоритетов в его работе?
— Как может быть иначе? Ведь в составе нашей организации множество оборонных предприятий. Диверсификация позволит в будущем обеспечить экономическую устойчивость ОПК, одного из ключевых для страны секторов. Более того, только так этот сектор можно превратить в высокотехнологичный. От того, насколько удачно пройдет этот процесс, зависят перспективы целого ряда отраслей. А сейчас, в условиях ужесточения внешнеэкономических санкций и курса на импортозамещение, диверсификация ОПК становится еще более актуальной.
— Какие изменения на законодательном уровне позволят ее ускорить?
— Для перехода на выпуск гражданской продукции, как и для дальнейшего развития ОПК в целом, нужны, прежде всего, инвестиционные ресурсы. И формировать их необходимо в том числе и за счет прибыли, получаемой от гособоронзаказа. Поэтому проблемы ценообразования и рентабельности при выполнении ГОЗ остаются в центре нашего внимания. Союз подготовил ряд инициатив, направленных на формирование благоприятных условий для опережающей диверсификации ОПК. Законодательно оформлены предложения по изменению № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в части контроля и использования бюджетных средств при выполнении контрактов.
Многие инициативы Союза уже нашли отражение в постановлениях Правительства РФ, принятых в феврале и декабре 2017 года. Они позволили серьезно изменить принципы и подходы к формированию цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, создать стимулы для снижения издержек и внедрения современных технологий. «Оборонщики» получили дополнительные финансовые возможности для перехода к выпуску гражданской продукции.
— О каких именно инициативах идет речь?
— Приведу такой пример. Союз не раз выступал с предложениями по развитию гражданского сектора авиапрома. Среди них – инициатива об устранении дискриминации отечественных авиастроителей.
Она была услышана, и в результате в 2019 году Госдума приняла закон, который, помимо прочего, предусматривает применение нулевой ставки по НДС при постройке, реализации и лизинге гражданских воздушных судов. Это выравнивает условия для иностранной и отечественной авиатехники, повышает ее конкурентоспособность.
Мы продолжаем работу и по продвижению законопроекта, важного для наших судостроителей. В документе будут определены виды работ, осуществление которых возможно только с использованием морских судов, построенных на территории РФ. Надеемся, наши предложения будут учтены.
— Пандемия коронавируса осложнила положение во всех сферах. Какие законодательные новеллы были приняты, чтобы поддержать «оборонку»?
— Мы инициировали законопроект, направленный на защиту интересов предприятий ОПК в сфере госзакупок. Депутатами от Союза были внесены поправки в ФЗ-44 и ФЗ-223, позволившие провести комплексную адаптацию системы госзакупок к работе в условиях пандемии. Законопроект, принятый Госдумой в третьем чтении 17 апреля 2020 года, привел к изменению всей системы гарантийных обязательств.
Весь прошлый год усилия Союза были сфокусированы на выработке решений, направленных на то, чтобы не допустить срыва гособоронзаказа и повысить экономическую устойчивость оборонных предприятий. Многие из них вошли в утвержденный Правительством РФ план действий в условиях пандемии.
— Какие законодательные инициативы СоюзМаш пока в стадии рассмотрения?
— На основе работы наших экспертов было подготовлено 18 законопроектов. Большинство из них направлено на совершенствование законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Эти инициативы послужили дополнительным основанием для подготовки и внесения в Госдуму 29 января 2021 года масштабного законопроекта, предполагающего комплексные изменения в контрактной системе.
Один из последних проектов законов, подготовленных на основе работы экспертов Союза, направлен на снижение издержек предприятий ОПК при расчетах в рамках контрактов ГОЗ. Мы предложили освободить их от необходимости указывать идентификатор контракта при оплате накладных расходов. В результате существенно снизятся расходы на администрирование системы финансового контроля. Законопроект уже получил поддержку Правительства РФ и внесен депутатами в Госдуму.
Это далеко не полный перечень наших инициатив, которые помогут диверсификации ОПК. Мы будем продолжать эту работу.
В фокусе внимания
— Насколько успешно идет сейчас процесс диверсификации ОПК?
— Уверенно набирает обороты. Наиболее успешны предприятия госкорпорации «Ростех»: доля выпускаемой ими гражданской продукции достигает 33 %. Это намного выше, чем в среднем по оборонной отрасли, где этот показатель – в районе 24 %. К 2025 году «Ростех» планирует со значительным опережением по срокам достичь цели, поставленной президентом России, и выйти на 50 %.
Если же говорить об ОПК в целом, то по результатам 2019 года доля гражданской продукции в авиастроении составила 34,1 %, в радиоэлектронике – 14,6 %, в судостроении – 19,1 %. Ситуация на предприятиях очень разная. Одни уже успешно реализуют проекты по диверсификации, а другие пока в самом начале пути.
— Можете назвать предприятия, которые продвинулись дальше остальных?
— Вот лишь несколько наиболее показательных примеров. В Тульском конструкторском бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова, специализирующемся на высокоточном оружии, разработали лазерные хирургические аппараты «Ланцет», не уступающие лучшим зарубежным образцам. НПО «Сплав» совместно с МГУ создало «Ангел» – комплекс поддержания жизнедеятельности человека. Эта уникальная разработка объединила возможности диагностики и лечения неотложных состояний.
Уральский оптико-механический завод наладил производство портативных дефибрилляторов. А мы инициировали законопроект, который сделает этот вид неотложной помощи общедоступным. Когда он будет принят, дефибрилляторы появятся в МФЦ, на вокзалах, в театрах, музеях, школах… Документ уже прошел первое чтение.
Объединенная судостроительная корпорация сейчас активно обновляет российский ледокольный флот. Холдинг «Технодинамика» и Объединенная двигателестроительная корпорация ведут совместную работу по производству газоперекачивающих агрегатов для проекта «Северный поток-2». Межрегиональный консорциум, созданный при участии новосибирского холдинга «Швабе», занимается развитием неинвазивных ультразвуковых технологий в области онкологии. Во многих гражданских отраслях закрепились и предприятия концерна «Алмаз – Антей». Взять ту же аэронавигацию и метеообеспечение полетов: системами его производства уже оборудованы все гражданские аэродромы России.
Хочу подчеркнуть, что все это – уже не единичные примеры успеха. Таких проектов становится все больше и больше.
— Каким регионам удалось вырваться вперед?
— В региональном разрезе могу выделить Тульскую область. Губернатор области Алексей Дюмин предложил формировать для предприятий ОПК единый госзаказ на гражданскую продукцию. Основой должны стать программы закупок федеральных министерств и госкорпораций. И это лишь одна из мер поддержки ОПК, создаваемых в этом регионе.
Собственные программы диверсификации успешно реализуют и самарские предприятия ОПК. Причем они выпускают не просто бытовые товары, а высокотехнологичные изделия. Так, на «Авиаагрегате» холдинга «Технодинамика» запустили крупноузловое производство станков с ЧПУ, выпускают оригинальные амортизирующие устройства для подвижного состава РЖД и гидравлические устройства для сельхозтехники.
Именно в Самаре, на РКЦ «Прогресс», была создана ракета-носитель «Союз-СТ-Б», запущенная с космодрома Куру 27 февраля 2019 года. На орбиту тогда были выведены первые шесть спутников компании OneWeb, разворачивающей глобальную систему доступа в интернет.
В Ростовской области на базе «Роствертола» сейчас создается вертолетостроительный кластер, реализуются инновационные проекты по выпуску электронных компонентов, оборудования для АПК, пищевой, нефтегазовой промышленности.
Безусловно, диверсификация – сложный вызов для оборонных предприятий. И на пути к решению этой задачи предстоит серьезная работа, причем как со стороны государства, так и со стороны самих «оборонщиков». Однако уже сейчас есть все основания полагать: ориентиры, определенные президентом России, будут достигнуты. На диверсификацию ОПК нацелены фактически все инструменты поддержки в отраслевых госпрограммах, курируемых Минпромторгом России.
— Какие программы имеются в виду?
— Фонд развития промышленности в рамках программы «Конверсия» предлагает льготные условия софинансирования проектов по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения. Для их реализации Фонд предоставляет целевые займы по ставке 1 % годовых на первые три года и 3 % – на последующие, сроком до 5 лет в объеме от 80 млн до 750 млн. Так стимулируется приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
Диверсификация – одно из основных направлений совместной программы Минпромторга России и Минобрнауки по созданию и развитию инжиниринговых центров при вузах. ПСБ как опорный банк для ОПК создал специализированный департамент по работе с проектами диверсификации, импортозамещения и инноваций. Он займется не только вопросами финансирования, но и развитием эффективных проектов.
— Какие из инструментов господдержки, появившихся в последнее время, вы считаете наиболее эффективными?
— Наиболее значимым моментом стало принятие двух инициатив. Первая – закон о квотировании госзакупок отечественной продукции в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, принятый летом прошлого года. Вторая – это подзаконные акты, постановления Правительства РФ № 2013 и № 2014, принятые в декабре. Мы очень ждали эти законы.
В целом можно констатировать: нормативно-правовое поле постоянно совершенствуется, чтобы действительно помочь «оборонщикам» перейти на выпуск гражданской продукции. Созданные законодательные, финансовые и административные механизмы достаточно эффективны при умелом использовании. И отечественный, и зарубежный опыт показывает: без всесторонней поддержки государства не обойтись. Если предприятия ОПК будут выстраивать отношения с контрагентами исключительно по рыночным законам, они не получат желаемого результата.
Барьеры и возможности
— С какими основными препятствиями сталкиваются предприятия ОПК на пути диверсификации?
— Повторюсь: диверсификация – это очень непростая задача. Ее решение осложняется целым рядом системных проблем. Оборонным предприятиям в силу своей специфики сложно научиться работать в условиях жесткой рыночной конкуренции и оперативно реагировать на изменение спроса. Непросто найти кадры c опытом работы в условиях рынка. Крайне сложно освоить позиционирование и продвижение своей гражданской продукции. Приходится постоянно улучшать ее технический облик и дизайн, снижать себестоимость.
Чтобы преодолеть эти и другие барьеры вхождения на сложившиеся рынки с новыми продуктами, требуются существенные капиталовложения. Предприятиям ОПК необходимо привлекать значительный объем собственных средств, получать коммерческие кредиты и инвестиции со стороны, а также использовать меры господдержки. При этом им приходится решать сразу две задачи. С одной стороны, выпускать конкурентоспособную продукцию. С другой – сохранять научно-технический потенциал, чтобы иметь возможность оперативно перераспределить производственные мощности и рабочую силу между военным и гражданским производствами.
— Какое из препятствий вы считаете самым серьезным?
— Сбыт продукции. Это одна из основных проблем для ОПК. Ведь конкуренты, и прежде всего иностранные, зачастую выпускают аналогичные товары и давно закрепились на рынке.
Наши предприятия сегодня производят современную и качественную продукцию. По цене и потребительским свойствам она может успешно конкурировать с импортной. Однако доля отечественного высокотехнологичного оборудования в закупках госкомпаний до последнего времени не превышала 3–5 %. Так, компании «Ростеха» в 2019 году планировали принять участие в конкурсных процедурах по закупкам радиоэлектроники и услуг на общую сумму более 100 млрд. Но в итоге выиграли менее половины. Почему так произошло? Основные причины – демпинг иностранных производителей и технические требования заказчиков, «заточенные» под конкретных поставщиков.
Как я уже говорил, большие надежды в этом вопросе мы связываем с реализацией законов и постановлений о квотировании. Кроме того, во втором чтении принят законопроект, предлагающий установить обязанность заказчика обосновывать начальные цены договоров в соответствии с законом № 223-ФЗ. Убежден, что это позитивно скажется и на темпах производства высокотехнологичной гражданской продукции, и на ее сбыте.
— Сегодня активно обсуждается участие ОПК в реализации национальных проектов России…
— Для оборонных предприятий это открывает широкое окно возможностей. Об этом сказал президент России на заседании ВПК, подчеркнув, что эти процессы должны быть органично увязаны. Поставлена задача: соотнести планы оборонных предприятий по производству гражданской продукции с инвестпрограммами естественных монополий и госкорпораций, а также с планами закупок федеральными органами исполнительной власти, участвующими в нацпроектах.
Это особенно актуально для наиболее емких в промышленном отношении нацпроектов. Спрос на продукцию для реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры составляет свыше 2,2 трлн, для проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – 1,6 трлн, проекта «Экология» – 1,1 трлн. Потенциальный спрос на гражданскую продукцию организаций ОПК уже сейчас превышает 5,5 тыс. позиций, а совокупная емкость рынков оценивается в размере 1,2–1,4 трлн. Убежден, что этот объем в полной мере должен быть освоен оборонными предприятиями.
— Цифровая экономика – основное направление развития России вплоть до 2030 года. Насколько успешны организации ОПК на этом поле?
— Действительно, на исполнение одной только нацпрограммы «Цифровая экономика» планируется направить свыше 1,6 трлн. Но эти траты оправданны, ведь, по прогнозам экспертов, 14 % роста мирового ВВП в объеме $15,7 трлн обеспечит к 2030 году использование искусственного интеллекта.
В рамках ПМЭФ-2019 Владимир Путин отметил: «Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, то последствия нам всем понятны – тот станет властелином мира». И конечно же, оборонная промышленность не стоит в стороне от этих процессов. На их острие находится госкорпорация «Ростех», поставившая себе цель: до 2024 года обеспечить цифровизацию экономики России на базе отечественных решений и специалистов.
— Какие решения, созданные «Ростехом», уже помогают достичь задач, поставленных президентом России?
— Развитие инфраструктуры городов будущего, технологий телемедицины, разработка «умной» гражданской продукции… «Ростех» активно участвует в построении новой экономической реальности, и ключевая роль отводится его радиоэлектронному кластеру. Он развивает такие масштабные инфраструктурные проекты, как «Умный город», «Электронное здравоохранение» или «Электронное образование».
В «Ростехе» также занимаются разработкой и внедрением квантовых сенсоров. Приборы, созданные на их основе, могут быть использованы в сферах информационной безопасности, метрологии, навигации, биоинформатики, медицины. Кроме того, ведется работа по внедрению в стране пятого поколения мобильных сетей 5G/IMT2020.
— Есть ли успешные примеры цифровизации в других отраслях?
— Конечно. Например, сегодня 3D-проектирование, создание электронных информационных моделей, появление мобильных центров сопровождения заказов с удаленным доступом, а также внедрение интерактивных технических руководств уже стали нормой и для нашего кораблестроения. Средне-Невский судостроительный завод подготовил концепцию целой цифровой верфи, которая должна появиться в Санкт-Петербурге. Это уникальный эксперимент по переходу предприятия традиционной отрасли на модель работы нового тысячелетия. И таких примеров много.
Очевидно, что ускоренное внедрение, в том числе в рамках диверсификации ОПК, цифровых технологий в экономике и социальной сфере создаст условия для развития высокотехнологичного бизнеса. А значит, повысит конкурентоспособность страны на глобальном рынке, укрепит национальную безопасность и улучшит качество жизни людей.
В условиях ужесточения внешнеэкономических санкций и курса на импортозамещение диверсификация ОПК становится еще более актуальной.