ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарёва: измеряй и контролируй
Истории успеха

ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарёва: измеряй и контролируй

ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарёва: измеряй и контролируй

Более полувека ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева обеспечивает всю военную авиацию и ракетно-космические объекты датчиками, без которых не состоялся бы ни один полет. Сегодня компания уверенно продолжает продвигать свою продукцию двойного назначения на рынке гражданской инновационной техники.

В нынешнем году в число лидеров второго национального рейтинга диверсификации предприятий ОПК «Лидерство на гражданских рынках» вошло энгельсское АО ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева. Предприятие заняло почетное второе место. Этот успех еще более значим, если вспомнить, что год назад это ОКБ находилось на пятой строчке рейтинга, учрежденного Промсвязьбанком. Стать одним из флагманов диверсификации производства предприятию удалось благодаря продуманной долгосрочной программе по выпуску продукции гражданского и двойного назначения.

Датой основания ОКБ «Сигнал» считается 1954 год – тогда в саратовском поселке Приволжский был создан филиал Государственного союзного опытно-конструкторского бюро (ГС ОКБ-213), ему присвоили наименование п/я 12. Новое предприятие, в штате которого числилось чуть больше 40 человек, разместили в одном из корпусов Энгельсского мясокомбината. Несмотря на столь спартанские условия и скромный статус филиала, КБ вскоре стало головным предприятием в авиационной промышленности по разработке приборов измерения и контроля давления двигателей.

Середина 1950-х – это время бурного развития реактивной авиации, освоения ракетной техники, первых космических запусков. Поэтому перед новым коллективом открывался непочатый край работы. В 1957 году его возглавил выдающийся конструктор и организатор производства Александр Иванович Глухарев. Человек неуемной энергии, бесконечно преданный своему делу, Глухарев, по сути, стал не только создателем нового предприятия, но и автором теоретических основ проектирования приборов для измерения давления в жестких эксплуатационных условиях. Под его руководством были организованы бюро нормализации и стандартизации, электротехническая лаборатория, испытательная лаборатория, лаборатория чувствительных элементов, группа по испытательному оборудованию, конструкторский отдел, комплексные конструкторские бригады и исследовательские лаборатории. Детищем Глухарева стала и научно-экспериментальная база, которая дала возможность оценивать качественные характеристики проектируемых приборов.

Предприятие испытывало кадровый голод: авиационные институты не готовили специалистов по приборам для измерения давления. Тогда Глухарев сам организовал обучение. Он набрал молодых инженеров и создал для них образовательную систему, согласно которой каждый приходящий в ОКБ проходил под руководством наставника обязательную стажировку на всех основных участках предприятия и только потом приступал к работе по своей специальности. Так сложилась «школа Глухарева», через которую прошли десятки конструкторов.

В эти годы ОКБ разрабатывает для авиационной и ракетно-космической техники малогабаритные датчики давления, датчики повышенной точности, датчики контроля работы двигателей, индуктивные датчики давления, индуктивные манометры, сигнализаторы давления, датчики – индикаторы кислорода. Созданными на предприятии устройствами оснащались самолеты Ту-134, МиГ-25, вертолеты Ми-2. Выпущенные ОКБ приборы обеспечили успешную работу телеметрической и регистрирующей аппаратуры на ракете-носителе «Восток» с первым искусственным спутником Земли, а затем и с первым космонавтом на борту Юрием Гагариным.

Уже тогда Александром Глухаревым были заложены основы диверсификации производства, актуальные и поныне. Он настаивал на том, что все разработки ОКБ должны быть основаны на принципах внутрипроектной и межпроектной унификации. Это позволяло использовать созданные на предприятии приборы на разных типах оборонной и гражданской техники: баллистических ракетах и судах на подводных крыльях, танках и газоперекачивающих станциях, космических скафандрах и тепловозах. Столь дальновидный подход давал возможность силами одного серийного завода обеспечить необходимыми приборами разнообразные отрасли оборонной и гражданской промышленности и экономить значительные средства.

Новые задачи

Следующее десятилетие стало для предприятия этапом интенсивного роста. Оно было преобразовано в самостоятельное ГС ОКБ-878, Александр Глухарев получил должность главного конструктора. В 1962 году для ОКБ построили отдельный корпус. Постоянно наращивались научно-производственные мощности. В составе ОКБ появились: участок макетирования, лаборатория измерительных средств, бригада по потенциометрическим датчикам, группы по точным датчикам, по малогабаритным датчикам, по сигнализаторам и реле, по дистанционным манометрам, по гидропульсаторам и вибростендам. В это время на предприятии разрабатывают разнообразную аппаратуру контроля давления для самолетов типов Ту, МиГ, вертолетов Ми. Новые задачи у предприятия появляются в связи с освоением космоса и изучением других планет. Созданные здесь приборы побывали на Луне, Марсе, Венере, отлично показав себя в чрезвычайно жестких условиях эксплуатации.

В 1966 году ОКБ было переименовано в п/я А-7626, предприятие получило и открытое наименование – Приборостроительное конструкторское бюро (ПКБ) «Сигнал». Аппаратурой, произведенной на «Сигнале», оснащали не только самолеты и вертолеты советских ВВС, но и воздушные суда гражданской авиации: реактивный Ту-154, турбореактивный Як-40, турбовинтовой Ан-24, а также новые ракеты-носители «Восход» и «Союз».

В середине 1960-х на «Сигнале» трудились уже более 400 человек. Высокопрофессиональный коллектив, собранный Глухаревым, был способен решать задачи любой сложности. Именно поэтому предприятию поручили разработку нового направления – создание приборов сигнализации срыва потока в авиационных двигателях (помпажа). Это опасное явление, возникающее в двигателях воздушного судна, может привести к разрушению силовой установки и крушению самолета. Для предотвращения катастрофы у экипажа есть очень небольшой запас времени. Поэтому столь важно было создать приборы, сигнализирующие о начале помпажа. Такие датчики разработали инженеры ПКБ «Сигнал» 60 лет назад, и они серийно выпускаются до сих пор. Уже в составе Энгельсского производственного объединения «Сигнал», образованного вместе с серийным заводом в 1977 году, ОКБ ежегодно создавало и передавало в серийное производство 12–15 типов приборов. Энгельсскими конструкторами был спроектирован комплекс аппаратуры для советского орбитального многоразового корабля «Буран», датчиками ОКБ «Сигнал» оснащали двигатели пассажирских самолетов Ил-96, Ту-204, Як-42, армейских машин МиГ-29М, Су-27, Су-32, Су-35, советскую орбитальную станцию «Мир». Приборы, разработанные на «Сигнале», использовались на более чем 9700 типах объектов военного и гражданского назначения.

Распад СССР, либерализация цен и переход к рыночной экономике ввергли Россию и ее промышленность в глубочайший кризис.

90-е годы прошлого века стали настоящим испытанием на прочность как для сотрудников предприятия, так и для его руководства. В 1992 году резкое снижение, а вскоре и полное отсутствие госзаказа на оборонную продукцию стало сопровождаться сокращениями сотрудников, прогрессировал спад производства, росли долги по зарплате. В 1994 году ОКБ «Сигнал» было акционировано в самостоятельное предприятие. Предприятие буквально училось жить в новых экономических условиях, когда без внешнего государственного управления и финансирования нужно было планировать деятельность, искать заказы, регулировать финансовые потоки и осваивать производство, считать затраты, отвечать за выплату заработной платы сотрудникам.

И все же тот запас прочности, который был заложен основателями предприятия, востребованность продукции разными отраслями промышленности, развитие собственного позаказного мелкосерийного производства – все это позволило ОКБ «Сигнал» выдержать непростые испытания. Предприятию удалось сохранить костяк коллектива, научные и производственные мощности, уникальные традиции отечественного приборостроения и уже к 2000 году преодолеть глубокие кризисные явления середины 1990-х годов, обеспечить рост объемов выпуска продукции и капитализации компании.

Лидер отрасли

С 2005 года решениями общего собрания акционеров и совета директоров практически вся прибыль предприятия, включая дивиденды акционеров, направляется на развитие компании. На предприятии приняли комплексную программу развития, согласно которой происходит глубокая реконструкция, поэтапное техническое перевооружение производства с заменой устаревшего технологического, обрабатывающего и испытательного оборудования, строительство новых научных, производственных, технических и административных площадок.

В 2004–2007 годах ЭОКБ «Сигнал» им А.И. Глухарева получило ряд лицензий, которые позволили ему продолжать работать на рынке приборостроения и подтвердили высокий профессиональный статус предприятия. Среди них: лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; лицензия на разработку и производство оборудования для атомных электростанций; лицензия на разработку, производство, испытания и ремонт авиационной техники.

Вкладывая полученную прибыль в оснащение предприятия современными высокопроизводительными металлообрабатывающими станками и центрами, уникальным технологическим и испытательным оборудованием, высокоточными контрольно-измерительными приборами, ОКБ «Сигнал» постоянно наращивает производственные мощности. На предприятии реализован весь технологический цикл создания датчиковой аппаратуры, позволяющий проводить углубленные исследовательские работы, разработку и изготовление образцов, их всесторонние испытания и производить серийный выпуск разработанных изделий.

Сегодня предприятие занимает лидирующие позиции в России в области создания и производства приборов измерения и контроля давления для авиационной, ракетно-космической и морской техники, а по значительному ряду изделий остается единственным в стране производителем.

По пути диверсификации

Одним из главных резервов роста компании, залогом ее устойчивого развития руководство ОКБ «Сигнал» считает диверсификацию производства. В портфеле заказов предприятия значительную долю всегда занимала продукция гражданского и двойного назначения. Сегодня требования рынка диктуют необходимость расширения ассортимента таких изделий. С диверсификацией производства тесно связана и задача импортозамещения, актуальная для многих отраслей российской промышленности. ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева, обладающее уникальным опытом приборостроения, располагающее современным высокотехнологичным оборудованием, создавшее коллектив, состоящий из специалистов высочайшего класса, имеет хорошие перспективы и несомненные преимущества на разных сегментах рынка гражданской продукции.

Новый импульс диверсификации производства ЭОКБ «Сигнал» получило, пройдя жесткий отбор Фонда развития промышленности. В 2016 году предприятие представило на рассмотрение экспертному совету ФРП крупный инвестиционный проект, предполагающий разработку и производство датчиков для нужд гражданской авиации и других промышленных отраслей. Специалисты ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева продемонстрировали совету убедительные наработки и инновации, свидетельствующие о том, что компании по силам создать комплекс аппаратуры, которая по своим характеристикам не уступит лучшим образцам зарубежной техники, а по стабильности работы и точности даже превзойдет их. Это позволило предприятию получить от Фонда развития промышленности 200 млн руб. в виде займа на льготных условиях. Такую же сумму ОКБ «Сигнал» инвестировало самостоятельно. Приборами, созданными в ходе реализации этого проекта, будут оснащаться системы кондиционирования воздуха, противопожарные, противообледенительные системы, вспомогательные силовые установки, газотурбинные авиадвигатели, поршневые двигатели беспилотников.

Инвестиции Фонда развития промышленности дали предприятию возможность за последние четыре года разработать и запустить в серию более 30 новых типов высокоточных, высокостабильных датчиков и сигнализаторов для гражданской авиации. Среди них уникальные запатентованные приборы: линейный сигнализатор пожара/перегрева и созданные совместно с Новосибирским заводом полупроводниковых приборов «Восток» тензорезистивные полупроводниковые элементы. Эта продукция чрезвычайно востребована производителями российских воздушных судов – новейших пассажирских самолетов, в том числе «Сухой Суперджет 100», вертолетов Ми-38, Ми-8, «Ансат». Датчики энгельсского предприятия будут использованы и в новейших российских авиадвигателях ПД-14. Реализация проекта позволит заместить аналогичное оборудование таких иностранных компаний, как Kulite, Druck, Auxitrol, ADZNagano, Curtiss-Wright, Meggitt. После выхода нового производства на проектную мощность доля ОКБ «Сигнал» на российском рынке датчиковой аппаратуры для авиации увеличится с 40 до 70–80%, а в сегменте линейных сигнализаторов пожара и перегрева – до 100%.

Еще одним перспективным направлением диверсификации для ОКБ «Сигнал» станет запуск нового конвейера по выпуску пьезоэлектрического линейного датчика веса для комплексов весогабаритного контроля (ВГК) на автодорогах. На следующем этапе предприятие планирует перейти к производству самих комплексов ВГК – на закупку 900 таких комплексов в рамках нацпроекта «Безопасные дороги» из федерального бюджета уже выделены соответствующие средства.

К 2026 году ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева планирует увеличить объемы производства до 2 млрд руб. Оборот предприятия вырастет в 1,8 раза, а мощность достигнет более 7000 новых приборов в год. Стремясь полнее реализовать свой инновационный потенциал, ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева осваивает новые для себя рынки гражданской продукции. Компания намерена занять достойное место в сегменте производства медицинской техники. В планах – изготовление инструмента и комплектующих для проведения ортопедических операций, а также ортопедического диагностического оборудования, терапевтических ортопедических устройств и средств. Проект будет реализовываться в тесной кооперации с Саратовским государственным медицинским университетом, который займется клиническим опробованием и продвижением продукции. Уже изготовлены опытные образцы изделий для проведения артропластики и остеосинтеза.

Читайте также

Истории успеха
Производство российских электромобилей начнется уже в этом году
Истории успеха
Можем заменить: электрические лампы
Истории успеха
Легковой автопром России: канун больших перемен
Истории успеха
Олег Николаев: «В Волгоградской области выпускают продукцию, уникальную в своем роде»