Промышленный потенциал Самарской области обеспечивает региону перспективу для экономического и социального развития.
Самарская область — регион с диверсифицированной экономикой, с уклоном в доминирование высокотехнологичных обрабатывающих производств. Именно в этом секторе занято наибольшее число работников, на него приходится самая большая доля в ВРП. Здесь развито сельское хозяйство, машиностроение, в том числе автомобиле- и авиастроение, двигателестроение, нефтяная и химическая промышленность, цветная металлургия.
На территории действуют известные всей стране предприятия — АвтоВАЗ, «Тольяттиазот», «ОДК-Кузнецов», «Тяжмаш», «Авиакор» — авиационный завод, «РКЦ-Прогресс» и другие. Самара носит неофициальное звание космической столицы России: именно здесь в середине прошлого века была изготовлена ракета, на которой первым в мире отправился в космос Юрий Гагарин, и с тех пор все пилотируемые корабли выходят на орбиту с помощью ракет-носителей самарского производства.
Впрочем, и лунная миссия — автоматическая станция «Луна-25» — была отправлена на спутник Земли посредством ракеты-носителя «Союз-2.1б» самарского производства.
Индустриальный потенциал региона подкреплен серьезной научно-образовательной базой. В регионе действует самый крупный из 15 созданных в России по указу президента научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) «Инженерия будущего», объединяющий ученых и производственников с целью создания конкурентных, востребованных продуктов и технологий. В НОЦ входит около 30 вузов, восемь научных организаций и более 30 индустриальных партнеров.
Самарская область — один из тех российских регионов, которые попадают в число бенефициаров сложившейся геополитической ситуации. Развитая промышленность, эффективное сельское хозяйство и серьезный научный потенциал региона позволяют ему быть среди тех, кто загружается заказами на производство востребованной из-за сокращения или исчезновения импорта продукцией. И это не говоря о заказах для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
За последние годы регион существенно улучшил свое реноме в глазах инвесторов, поднявшись за последние пять лет в национальном рейтинге инвестиционного климата (АСИ) с 65-й позиции в 2017 году до девятого места в 2022-м. В рейтинге АСИ по направлению «Инфраструктура и ресурсы» Самарская область вошла в топ-5 российских регионов.
Есть что производить и есть где
Экономика Самарской области на подъеме. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. Так, по итогам первых шести месяцев этого года промышленное производство в области составило 108,3% относительно первого полугодия 2022-го. Это существенно выше, нежели в целом по России: 102,6%.
Два наиболее емких в структуре ВРП региона сектора — добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность — показали рост на 9,5 и 10,6% соответственно.
И взятая траектория роста, как представляется, продолжится.
В ОЭЗ «Тольятти» реализуется крупный инвестиционный проект по производству беспилотных авиационных систем (БАС) общей стоимостью порядка 20 млрд рублей (см. «Беспилотники ускоряются»). Беспилотные авиационные системы — перспективное направление, поддерживаемое государством. Минпромторг России подготовил проект постановления правительства о предоставлении производителям БАС субсидий на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции. «За счет этого механизма только в ближайшие три года могут быть обеспечены закупки почти 14 тысяч отечественных БАС на сумму более 4,5 миллиарда рублей», — отметил первый заместитель главы Минпромторга России Василий Осьмаков. Рассчитывать на субсидию смогут те производители, которые получат заключение, подтверждающее выпуск БАС на территории РФ. Ее размер составит до 50% от цены договора реализации беспилотников и до 1 млн рублей на один аппарат.
Помимо выдачи субсидий производителям проект постановления предусматривает и поддержку эксплуатантов БАС самолетного и вертолетного типов. Компенсация в зависимости от типа беспилотника предполагается в размере 95 тыс. рублей за один летный час. Очевидно, что поддержка со стороны правительства будет стимулировать спрос на БАС, которые начнут массово производиться в Самарской области уже в следующем году.
В центре внимания властей находится и автомобилестроение: после ухода из России западных автоконцернов наиболее приемлемый вариант — развивать собственную автомобильную промышленность. Правда, учитывая массовость продукта, на нашем рынке серьезно усилились позиции китайских производителей. И тем не менее АвтоВАЗ после серьезного провала 2022 года наращивает объемы производства, выстраивает систему поставок комплектующих и собирается выходить на новые рынки (см. «АвтоВАЗ: перестройка и экспансия»).
Схожая с автомобилестроением ситуация и в авиастроении. Причем здесь приходится справляться исключительно собственными силами, поскольку страны с развитым авиастроением можно пересчитать по пальцам одной руки, и китайские товарищи в этом случае вряд ли смогут помочь. В июне этого года в Самаре Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») открыла современный центр конструкторских разработок и научных исследований. Объем инвестиций в проект превысил 1,5 млрд рублей.. Как сообщается, оснащенный передовой техникой и современной IT-инфраструктурой центр займется разработкой перспективных силовых установок для авиации, космоса и энергетики. Здесь организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест для инженеров-конструкторов и работников технических служб. По словам первого заместителя главы госкорпорации «Ростех» Владимира Артякова, создание центра позволит формировать будущее двигателестроения на ближайшие десятилетия, а его оснащение позволит разрабатывать новые газотурбинные двигатели полностью в виртуальной среде с применением цифровых двойников и существенно сократить сроки создания — до четырех-пяти лет.
В национальном рейтинге инвестиционного климата (АСИ) Самарская область поднялась с 65-й позиции в 2017 году до девятого места в 2022-м.
В свою очередь, генеральный директор ОДК Вадим Бадеха отметил, что «ОДК-Кузнецов — одно из самых высокотехнологичных предприятий страны, имеющее современную производственную базу. В модернизацию мощностей уже инвестировано более 40 млрд рублей, открыты 12 новых объектов, на подходе еще несколько. Новый центр — это современная научно-исследовательская база, которая позволит не только сократить время разработки новых изделий, привлечь молодых специалистов, но и задать качественно новый вектор развитию всей корпорации».
Еще одно предприятие из авиастроительной отрасли, находящееся на территории региона, «Авиакор» представило на международном военно-техническом форуме «Армия-2023» судно-амфибию на воздушной подушке, что позволяет ему перевозить пассажиров в течение всего года, даже в период ледохода и ледостава. Судно способно развивать скорость до 100 км/ч по льду и 80 км/ч по воде.
«Сегодня судно уже прошло опытную эксплуатацию. И я надеюсь, что в 2025 году это судно на воздушной подушке будет запущено в серию на территории Самарской области, конкретно на “Авиакоре”», — заявил губернатор региона Дмитрий Азаров.
По его словам, уже поступили запросы со стороны МЧС, Росгвардии и Минобороны по поводу судна-амфибии. «Но мы видим потенциал использования этого судна на воздушной подушке для гражданских целей, для перевозки пассажиров. Очень востребованное судно, особенно в межсезонье», — отметил Дмитрий Азаров.
В ходе форума глава региона также обсудил возможность возобновления на заводе «Авиакор» выпуска пассажирского самолета. По его словам, есть договоренность о приезде в регион заместителя главы Минпромторга с целью оценки возможности размещения производства.
О каком именно самолете идет речь, Дмитрий Азаров не уточнил. Ранее сообщалось, что на заводе «Авиакор» возможно производство регионального турбовинтового самолета ТВРС-44 «Ладога». Тем более что по контракту с Уральским заводом гражданской авиации «Авиакор» должен изготовить для него четыре фюзеляжа. Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, предполагается, что в 2025 году должно быть выпущено 15 самолетов «Ладога», а начиная с 2025-го — по 25 штук. Всего же к 2030 году должно быть выпущено 140 этих региональных лайнеров (см. «Авиапром берет свое», «Эксперт», № 8 за 2023 год). Кроме того, в 2014‒2015 годах обсуждался проект о запуске на самарском заводе производства самолета Ил-114-300. Тогда Минпромторг не поддержал эту инициативу, но сейчас ситуация изменилась, так что не исключено, что этот проект будет реанимирован: стране нужны свои самолеты, и много.