Раскрывая возможности
Истории успеха

Раскрывая возможности

Раскрывая возможности

Квалифицированные мотивированные сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и компетенциями для решения задач завтрашнего дня, — залог успешного развития любой компании.

Из чего сегодня складывается эффективная работа с кадрами, журнал «Перспективное развитие» узнал у руководителей направлений развития персонала крупнейших российских корпораций.

Наши вопросы:

  1. Специалисты каких профессий сегодня наиболее востребованы в вашей корпорации? Есть ли специальности, по которым наблюдается дефицит кадров? Какие профессии, на ваш взгляд, будут максимально востребованы в ближайшие годы?
  2. Какие способы привлечения и удержания персонала вы используете? Какие методы мотивации считаете наиболее эффективными?
  3. Инвестирует ли корпорация в обучение сотрудников? Есть ли в ее структуре корпоративный университет? Уделяется ли внимание развитию цифровых навыков персонала?
  4. Какое внимание корпорация уделяет подготовке молодых специалистов? Сотрудничает ли с вузами, колледжами? Расскажите подробнее об этих программах.

АНДРЕЙ СОЛОДАЕВ, заместитель директора дирекции ЯОК, директор департамента управления персоналом и развития производственной системы Госкорпорации Росатом.

1. Росатом — это уникальный работодатель. Мы даем возможности для реализации, раскрытия потенциала в самым разных областях, в том числе за пределами атомных технологий. Мы успешно развиваем множество направлений: Северный морской путь, ветроэнергетику, ядерную медицину, композитные материалы, аддитивные технологии, цифровой сегмент и многое другое.

Если говорить конкретнее, то сегодня перед Росатомом и перед Россией в целом стоят новые вызовы и задачи. Это достижение технологического суверенитета, создание прорывных технологий. И большое значение имеет наличие высококвалифицированных кадров, сильных специалистов и лидеров в отечественной науке и технологическом секторе. Приоритет Росатома — STEM-специалисты. Этот термин объединяет естественные науки, технологии, инженерию и математику. Наши профильные направления — ученые, инженеры, рабочие.

В ближайшие годы Росатом планирует привлекать как можно больше кадров по данным направлениям. Только по цифровому профилю к 2025 году мы планируем принять на работу 5000 сотрудников, увеличив количество ИТ-специалистов в отрасли до 20 тыс.

2. Слагаемых эффективной работы с персоналом несколько. Речь идет в первую очередь о тех перспективах, которые открываются перед членами команды Росатома. Работа в нашей Госкорпорации — это возможность решать глобальные задачи, разрабатывать технологии для проектов по всему миру, создавать продукты для уникальной отрасли. При этом спектр направлений открывается широчайший: от атомной энергетики до медицины и логистики. В Росатоме каждый специалист может найти свою нишу и полностью реализоваться в ней.

Второе — возможность постоянного развития. Ведь хорошему специалисту важно всегда быть в тренде, непрерывно расширять и совершенствовать знания и навыки. Непрерывное обучение — кредо Росатома. Каждый, кто трудится в отрасли, учится минимум неделю в год. Внутри Госкорпорации работает система «Рекорд» и ее мобильная версия «Рекорд mobile». Она доступна для 238 тыс. сотрудников отрасли.

В 2022 году Росатом начал создание внутриотраслевых центров экспертизы для наращивания эксклюзивных и наиболее востребованных компетенций. На базе Гринатома уже создается отраслевая ИТ-школа, на базе Объединенного проектного института – школа проектировщиков. В них слушатели будут получать по-настоящему уникальные знания «из первых рук», так как большую часть обучающих материалов разрабатывают наши суперэксперты. Плюс таким образом формируются профессиональные сообщества, а налаженный контакт между коллегами — лучший способ расширять базу знаний, находить быстрые ответы, решать системные и локальные проблемы, формировать команды.

Безусловно, материальная часть тоже важна. И в Росатоме уже действуют собственные программы поддержки молодых и высококвалифицированных сотрудников. При трудоустройстве сразу после вуза выплачиваются подъемные. Плюс мы компенсируем молодым специалистам до 90% затрат на аренду жилья, ипотечные ставки. Аналогичных нашим мер социальной поддержки на рынке в настоящее время нет.

3. Развитие компетенций и обучение персонала — один из ключевых приоритетов Росатома.

Главными отраслевыми площадками для обучения специалистов и руководителей являются Корпоративная академия Росатома и Техническая академия Росатома. Они выступают полноправными партнерами корпорации в реализации стратегических задач и реализуют проекты, напрямую связанные с приоритетными направлениями развития бизнеса.

Программы Корпоративной академии Росатома направлены на обучение участников глобальных проектов, развитие управленческого кадрового резерва, подготовку лидеров-предпринимателей, отвечающих за создание новых продуктов, цифровых лидеров и лидеров ПСР. На сегодняшний день в портфель Корпоративной академии входит более 500 программ обучения. Это электронные и видеокурсы, очные и микс-программы. Одна из ее главных задач — создание экосистемы для развития человеческого потенциала, соответствующей вызовам современности. Только за 2021 год там прошло более 4000 образовательных мероприятий. Общий охват участников обучения составил свыше 1,2 млн человек.

Техническая академия Росатома специализируется на дополнительном профессиональном образовании, профессиональной переподготовке руководителей и специалистов атомной энергетики и промышленности в России и за рубежом. Имея 55-летнюю историю отраслевого института повышения квалификации, Техническая академия является международной площадкой по обмену знаниями и центром ядерного образования, осуществляющим всестороннюю подготовку по самым высоким образовательным стандартам как персонала атомной отрасли России, так и зарубежных специалистов, осуществляющих эксплуатацию АЭС российского дизайна.

В портфель Технической академии Росатома входит более 300 программ дополнительного профессионального образования, полностью удовлетворяющих потребностям в подготовке персонала по направлениям ядерной, радиационной, промышленной и информационной безопасности, охраны труда, эксплуатации АЭС, строительства и проектирования, физической защиты. Комплексная и современная подготовка персонала по этим направлениям обеспечивает эффективную работу и безопасность на предприятиях атомной отрасли.

Для поддержки импортозамещения и цифровой трансформации отрасли запущены образовательные проекты по импортонезависимым информационным системам и программированию. На информационных технологиях мы делаем особый акцент. Программы по развитию цифровых компетенций в отрасли организует Корпоративная академия Росатома, ряд узкоспециализированных программ есть у Технической академии.

4. В Росатоме создана целая экосистема развития талантов. У нас действует комплексный подход на всех этапах: от ранней профориентации школьников и подготовки кадров в колледжах и университетах до непрерывного развития действующих сотрудников и работы с суперпрофессионалами пенсионного возраста.

У Росатома 18 опорных вузов и более 30 партнерских колледжей по всей стране. Каждый год из них на работу к нам приходит около 2000 выпускников. Мы постоянно работаем над тем, чтобы уже в период учебы студенты чувствовали себя частью команды Росатома: ежегодно больше 5000 человек проходят на наших предприятиях практику и стажировки, знакомятся со спецификой работы, узнают о ней из первых уст от руководителей и наставников. Таким образом, мы обеспечиваем бесшовный переход — от вчерашних студентов и стажеров к завтрашним полноценным сотрудникам.

Практикоориентированный подход в подготовке будущих специалистов — наш основной приоритет. Росатом реализует совместные образовательные программы с вузами, создает профильные кафедры, digital-центры. Инженеры Госкорпорации ежегодно проводят экспертизу более 50 программ обучения для студентов и обновляют их. Благодаря этой работе уровень практических компетенций у студентов уже вырос на 20%. Ежегодно 1500 человек сдают демонстрационные экзамены по стандартам Росатома по 19 компетенциям. И как минимум каждый пятый студент, прошедший демоэкзамен, приходит работать на предприятия отрасли.

Мы стремимся как можно раньше погружать будущих сотрудников в реальные производственные процессы. Например, сегодня каждый пятый принятый ИТ-специалист Росатома — студент последних курсов бакалавриата или магистратуры, который приходит к нам на стажировку и далее остается работать в компании.

Отдельно следует отметить наш проект МГУ в Сарове — опорный вуз Национального центра физики и математики. Это настоящая кузница научных кадров, где обучение проводят по трем направлениям магистратуры: физике, математике и информатике. Во время учебы студенты получают уникальную возможность работать над реальными задачами на базе НЦФМ, в том числе на установках класса Mega Science.

Прикладная составляющая в полной мере отражается и в нашей работе с колледжами. Росатом одним из первых стал участником проекта «Профессионалитет». Этот проект максимально сближает потребности работодателей и учебные программы учреждений среднего профессионального образования. Первые образовательно-производственные центры, ориентированные на атомную промышленность, уже в этом году появятся в Курске и Озерске.

К 2025 году возможностями «Профессионалитета» в атомной отрасли смогут воспользоваться не менее 1380 студентов, которые пройдут подготовку по 30 направлениям.

В этом проекте Росатом активно внедряет собственные решения. Например, иммерсивная окулография, которую применяют для профдиагностики рабочих отрасли, в десять раз сокращает время и стоимость проведения экзаменов.

Принципиальное значение для нас имеют не только скорость, но и высокое качество обучения. Внимание к безопасности работ, развитие культуры непрерывных производственных улучшений являются основой работы атомной отрасли. И эти принципы мы интегрируем в образовательные программы «Профессионалитета».

ЮЛИЯ ЦВЕТКОВА, директор по управлению персоналом Госкорпорации Ростех

1. Государственная корпорация Ростех разрабатывает такие ключевые технологии, как аддитивные технологии, ИТ, роботизированные технологии, технологии математического моделирования, композитные и новые материалы, авионику, БПЛА, сквозные цифровые технологии, технологии радиоэлектронного бортового оборудования. Это те сферы, в которых существует задел для профессионального развития на долгие годы вперед и где специалисты сейчас наиболее востребованы. Например, мы ищем и сами стремимся к подготовке инженеров-интеграторов, работающих на пересечении указанных областей знаний и дисциплин, имеющих все необходимые навыки и компетенции для системного перехода к новому производству. В авиационной сфере в ближайшие годы будут максимально востребованы инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, прочнисты, изобретатели, рационализаторы, системные инженеры — специалисты, способные решать уникальные задачи, базируясь на достижениях советского времени и современных научно-технических открытиях.

Отдельно следует сказать о потребности в ИТ-специалистах. В организациях корпорации требуются работники по 40 основным ИТ-специальностям и должностям, в том числе те, кто прошел обучение по таким направлениям подготовки, как информатика и вычислительная техника, прикладная математика и информатика, информационная и компьютерная безопасность, программная инженерия, управление в технических системах и бизнес-информатика, фундаментальная информатика и ИТ, автоматизированные системы обработки информации и управления. Ведущими заказчиками являются «Росэлектроника», «ОДК», «Концерн Автоматика», «Высокоточные комплексы», «КРЭТ», «ОАК» и «РТ-Информ».

Большое значение придается рабочим специальностям. Особую ценность приобретают рабочие и техники, владеющие не менее чем пятью профессиями одновременно. Практика подготовки мультифункциональных специалистов реализуется на базе производственных учебных центров. В числе преподаваемых специальностей — токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля, оператор станков с программным управлением, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением и другие. Первый ПУЦ работает на базе «ОДК-УМПО». В перспективе ПУЦ планируется развивать во всех крупных региональных центрах присутствия предприятий корпорации.

2. Для повышения интереса к инженерно-техническим специальностям и подготовки высококвалифицированных кадров корпорацией взят вектор на построение и усиление сквозной системы «Школа — вузы / ссузы — предприятие / КБ». Это позволяет сократить качественный разрыв между требованиями работодателей к молодым специалистам и действующим уровнем подготовки студентов.

Примером могут служить предпрофессиональные классы, которые корпорация запускает в Москве с последующим тиражированием данного подхода в регионы: медико-инженерные классы (траектория будущих специалистов — производство медицинского оборудования), инженерные классы (траектория будущих специалистов — авиационные инженеры), информационно-технические классы (траектория будущих специалистов — радиоэлектронный комплекс и кибербезопасность), предпринимательско-инженерные классы (траектория будущих инженеров — стратегический маркетинг).

Формируется система бесперебойной подготовки мультифункциональных специалистов, обладающих несколькими профессиями, с ориентацией на технологии индустрии 4.0 на базе производственно-учебных центров в тесном сотрудничестве с колледжами. В них реализуется дуальная модель обучения (30% — теория, 70% — производственная практика). В частности, в Уфе набор сформирован преимущественно из числа студентов Уфимского машиностроительного колледжа и Уфимского авиационного техникума. С большинством из них заключены договоры на целевое обучение с последующим трудоустройством на «ОДК-УМПО».

Корпорация и ее организации активно участвуют в создании и развитии передовых инженерных школ в вузах России с целью реализации новых магистерских и дополнительных образовательных программ, модернизации лабораторий предприятий и университетов, образовательной инфраструктуры, что позволит создать единую экосистему передовой инженерной подготовки и достичь максимальной синергии за счет закрытия недостающих или отсутствующих компетенций.

Одним из ключевых проектов авиационного комплекса корпорации является проект «Крылья Ростеха», развернутый в десяти вузах России. Будущие инженеры, технологи, конструкторы проходят обучение по программам специалитета и бакалавриата в восьми направлениях подготовки, в том числе «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Самолето-вертолетостроение», «Мехатроника и робототехника», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Интегрированные системы летательных аппаратов». По окончании вуза им гарантируется трудоустройство в крупнейших авиастроительных компаниях страны, таких как «ОАК», «ОДК», «Вертолеты России», «КРЭТ», «Технодинамика».

Программа предусматривает комбинацию учебы, работы и проектной деятельности, применение гибких подходов (интеграция требований работодателей в учебные программы, приглашение экспертов из отрасли, методологическая поддержка со стороны ИТР предприятий авиационного комплекса корпорации). Фокус обучения направлен на такие фундаментальные дисциплины, как математика и физика, а также на аддитивные технологии, ИТ, роботизированные технологии, математическое моделирование, композитные материалы, авионику, БПЛА, цифровое производство, управление качеством, логистику, маркетинг, английский язык.

Для студентов создана система мотивационных выплат. В зависимости от вуза и успеваемости размер выплат может достигать 50 тыс. руб. в месяц в Москве и 25 тыс. в месяц — в других регионах России. Молодым специалистам — выпускникам программы мы готовы предложить конкурентную заработную плату и расширенный социальный пакет. Для нас важно не просто выявлять отдельные таланты, но создать среду для развития и изменений, необходимых для сохранения и усиления научно-технического потенциала корпорации и авиационной отрасли.

Мы не хотим ограничивать студентов рамками «здесь и сейчас», делаем все, чтобы максимально расширить их кругозор и дать возможность заглянуть за горизонт. Для этого в программу включена интенсивная языковая подготовка на уровне серьезных лингвистических вузов, позволяющая штудировать материалы международных конференций, читать иностранную техническую документацию, проходить дистанционные курсы в зарубежных вузах — партнерах Госкорпорации.

В целом корпорация и ее организации сотрудничают с более чем 300 высшими и специальными учебными заведениями. С 211 вузами заключены долгосрочные соглашения о партнерстве и сотрудничестве в области образовательной, научной деятельности и развития кооперации в рамках перспективных технологических направлений и проведения совместных конструкторских и технологических работ.

3. Большая часть привлеченных специалистов — это специалисты, которых вырастили мы сами, в том числе на программах, указанных выше, за счет бесшовного, сквозного подхода к обучению. Одним из эффективных методов удержания таких работников является комплексный социальный пакет.

Ростех обеспечивает комплексную социальную поддержку своих сотрудников и членов их семей. Хочу отметить, что при незначительном увеличении числа работников (с 589,2 до 591,2 тыс. человек) выработка на одного сотрудника выросла на 9,5% — до 3,5 млн руб./чел. Расходы социального характера выросли за год на 13% — с 10,8 до 12,2 млрд руб. В пересчете на одного работника — с 18,3 до 20,9 тыс. руб. Финансирование программ ДМС увеличилось на 3% — с 2,36 до 2,44 млрд руб. Объем средств, выделяемых на санаторно-курортное обеспечение, увеличился на 62% — с 512 до 828 млн руб. По состоянию на 31 декабря 2021 года сумма пенсионных накоплений работников корпорации, то есть активов под управлением АО «НПФ Ростех», составила 6,5 млрд руб. Средняя заработная плата в организациях корпорации за 2021 год выросла до 61,6 тыс. руб. Исходя из данных Росстата, это примерно на 14% выше соответствующего общенационального показателя.

В корпорации разработана и внедряется система проектной мотивации, в рамках которой работник может получить больший уровень вознаграждения при включении в проектную команду по таким направлениям, как производство гражданской продукции, реализация мероприятий в рамках национальных проектов и производственные процессы.

Также следует отметить, что карьерный рост работников зависит в том числе от повышения квалификации. Разработана и внедряется система дополнительного обучения и переобучения инженеров по программам «Управление жизненным циклом изделия», «Сервисное обслуживание» «Маркетинг», в рамках стажировок в центрах компетенции Ростеха (Центр аддитивных технологий, Центр роботизированных технологий и др.) и рабочих на базе Корпоративной сетевой академии в Школе производственного менеджмента (подготовка мастеров), в производственных учебных центрах и по линии СПО с упором на практикоориентированную подготовку.

Свою эффективность на протяжении более чем двух лет демонстрирует программа «Вектор», реализуемая Корпоративной сетевой академией Ростеха, направленная на создание новых прорывных продуктов и поиск технологических лидеров среди работников корпорации и ее организаций. Для финансирования проектов, прошедших в финал по результатам отбора бизнес-акселератором, создан специальный фонд. Объем средств, выделенных из фонда на проекты, составил на сегодняшний день более 700 млн руб.

Отдельным стимулом является участие в Чемпионате профессионального мастерства Государственной корпорации Ростех — «Время первых». В чемпионате участвуют лучшие работники организаций корпорации, студенты и школьники подшефных образовательных учреждений. Победители признаются лучшими в своей компетенции и направляются на мероприятия федерального масштаба в составе сборной корпорации.

Еще одним инструментом мотивации выступает Конкурс идей работников корпорации, впервые стартовавший в июне. Работники организаций корпорации смогут подать свои идеи по пяти направлениям в более чем 17 номинациях. Победители конкурса получат возможность пройти обучение по соответствующему направлению в Корпоративной сетевой академии Ростеха, а также реализовать свои предложения в масштабах корпорации.

4. Центр экспертизы в сфере развития человеческого капитала — Академия Ростеха. Она является ключевым поставщиком и интегратором комплексных обучающих программ, необходимых для разработки, производства и продвижения высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

Деятельность академии синхронизирована со стратегическими инициативами Госкорпорации и обеспечивает поддержку реализации мероприятий стратегии развития, в том числе по линии ВЭД и ВТС, подготовки проектных команд в области производства и продвижения высокотехнологичной промышленной продукции, обучения CFO и HRD, кадрового резерва и технологических лидеров.

Академия активно участвует в цифровой трансформации всей корпорации. Среди дистанционных учебных курсов можно выделить такие как подготовка организации к цифровой трансформации, цифровизация бизнес-процессов, прикладные программные продукты и инструменты для цифровой трансформации, управление жизненным циклом на базе ИТ.

Особое внимание мы уделяем такому ключевому навыку современного управленца, как data-driven decision making (Принятие решений на основе данных. — Прим. ред.). Такие специалисты способны формировать эффективные управленческие решения на основе глубокого анализа больших данных, предиктивной аналитики, внедрения машинного обучения.

Полученные результаты используются Госкорпорацией для решения промышленных и стратегических задач.

ЭДУАРД БОБРИЦКИЙ, директор департамента управления персоналом АО «ОСК»

1. В ОСК достаточно большой перечень профессий, которые в настоящее время есть в производственных предприятиях группы, а также конструкторских бюро. Если говорить о текущей ситуации, то в соответствии с выполняемой производственной программой наиболее востребованы работники рабочих профессий: электросварщики (ручной сварки, на автоматических и полуавтоматических машинах), сборщики корпусов металлических судов, сборщики-достройщики, трубопроводчики, электромонтажники и т.д.

Если говорить о специалистах, то это инженеры-технологи, инженеры-конструкторы, специалисты в области ИТ. Такие специалисты востребованы уже не первый год, а в некоторых обществах испытываем острый дефицит данной категории работников.

О востребованности каких-либо отдельных профессий в ближайшие годы можно говорить только при наличии производственной программы. Но следует отметить, что вышеуказанные профессии будут востребованы в судостроительной отрасли достаточно продолжительное время.

2. В целях привлечения молодых специалистов в отрасль в ОСК выстроена многоуровневая система подготовки кадров, реализуются профориентационные проекты — инженерные классы судостроительного профиля («Классы ОСК»), профориентационный просветительский проект «Царь-плотник», федеральные проекты для талантливых детей «Сириус» и «Солнечная регата». Ведется системная работа с вузами: увеличение КЦП через Минобрнауки, целевой набор и целевое обучение, базовые кафедры, организация практик, организация конкурсов по решению практических инженерных задач.

Работа по привлечению и удержанию работников — процесс системный, требующий постоянного мониторинга, планирования и корректировки слаженных действий всей управленческой команды. Вы же помните одну из ведущих теорий мотивации — двухфакторную теорию мотивации Герцберга? Так, для определения уровня удовлетворенности наших работников факторами рабочей среды в Группе «ОСК» в конце 2022 года будет проведено исследование вовлеченности работников, по результатам которого мы сформируем план корректирующих мероприятий для работы в следующем году.

Кроме того, мы поэтапно внедряем единую унифицированную систему оплаты труда работников наших предприятий, что позволит сделать систему материального стимулирования еще более прозрачной для каждого. Уровень оплаты труда работников наших предприятий уже несколько лет держится на уровне, превышающем среднее значение по региону, предоставляем работникам социальную поддержку (материальная помощь, ДМС, жилищная программа и т.д.).

3. Общества Группы «ОСК» ежегодно инвестируют в обучение более 300 млн руб.

Чтобы эффективно внедрять современные технологии в судостроительной отрасли, создавать новые продукты в рамках программы по диверсификации, повышать эффективность системы управления корпорации в целом, нам необходимо вести системную работу по подготовке и повышению квалификации персонала. Корпоративный университет «ОСК», являясь драйвером внутрикорпоративной подготовки кадров, будет сфокусирован на решении этих задач.

Создание корпоративного университета ОСК как отдельной структуры предусмотрено в 2022 году. В настоящий момент сформированы портфель программ корпоративного университета, бизнес-план, финансовая модель и дорожная карта по реализации проекта до 2024 года.

Деятельность Корпоративного университета ОСК предполагает тесную взаимосвязь с внешними образовательными структурами, в том числе вузами, колледжами, учебными центрами и корпоративными университетами других организаций. Он станет площадкой, объединяющей лучшие практики в области обучения и развития персонала. Для формирования и реализации образовательных программ, способных адаптировать теорию и практику к потребностям производства, будут привлечены как эксперты — практики из судостроительной и других отраслей промышленности, так и преподаватели ведущих технических вузов.

При этом немаловажно параллельно формировать внутри корпорации центры экспертизы по ключевым и наиболее «критичным» областям знаний, таким как производственное планирование, диверсификация, модернизация продуктового ряда (в том числе освоение новых изделий), оптимизация линеек выпускаемой продукции, новые материалы и технологии в судостроении, а также развитие системы послепродажного обслуживания и сервиса.

Что касается развития цифровых навыков персонала, в соответствии с утвержденной Стратегией цифровой трансформации ОСК в следующем году запланирован запуск программы подготовки руководителей и участников команд для реализации проектов цифровизации. Масштабное обучение всех функций цифровым навыкам будет реализовано параллельно с процессом подготовки и внедрения конкретных проектов и программных продуктов. Также в рамках работы Совета по профессиональным квалификациям в отрасли судостроения и морской техники в актуализированные и разрабатываемые отраслевые профессиональные стандарты включаются цифровые навыки.

Таким образом планируется обеспечить решение приоритетных стратегических задач силами инженерных и управленческих кадров и подготовить руководителей и кадровый резерв, нацеленный на достижение технического и технологического прорыва в отрасли.

4. ОСК, как индустриальный партнер, заинтересована в высококвалифицированных молодых специалистах. Для нас важно, чтобы в отрасль приходили увлеченные своим делом молодые ребята, осознанно выбравшие свою профессию.

В целях привлечения учащихся общеобразовательных школ, студентов и молодых специалистов к судостроительной отрасли в ОСК выстроена непрерывная система подготовки кадров «Школа — ссуз / вуз — предприятие», предполагающая раннее вовлечение детей в отраслевую тематику, профориентацию и создание условий для максимального погружения в выбранную профессию (специальность), в том числе с использованием инфраструктуры предприятий ОСК.

В 2022 году откроются инженерные классы судостроительного профиля в 25 школах в восьми регионах присутствия наших предприятий. Мы начали этот проект еще в 2019 году совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева и продолжаем его масштабировать совместно с Минпросвещения России и РОИВ в сфере образования базовыми региональными вузами. Роль флагманского вуза отведена «Корабелке» (СПбГМТУ). Школьники изучают историю и основы корабельного дела, получают предпрофессиональные знания и навыки, проходят углубленную подготовку по предметам физико-математического цикла.

ОСК поддерживает федеральные, региональные и реализует собственные профориентационные проекты, проводит образовательные смены в детских лагерях (программа «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус», ВДЦ «Орленок», МДЦ «Артек»). Особого внимания заслуживает собственный федеральный профориентационный социально-просветительский проект «Царь-плотник» для учащихся общеобразовательных школ, воспитанников кадетских корпусов и нахимовских училищ, за годы существования которого в нем приняли участие более 7000 ребят. В 2021 году проект стал международным, в нем участвовали также ребята из Индии, Казахстана и Армении.

В нашем периметре внимания более 40 вузов и организаций СПО. Ведется системная работа с вузами и учреждениями СПО по улучшению качества подготовки молодых специалистов в нужном количестве для всей отрасли: достижение и регулирование (совместно с Минобрнауки) необходимого количества объемов контрольных цифр приема (так называемых бюджетных мест) по отраслевым и наиболее востребованным специальностям и профессиям. Предприятия ОСК осуществляют прием на целевое обучение с обеспечением прохождения производственной практики и гарантированным дальнейшим трудоустройством. С 2019 года учреждена и выдается корпоративная стипендия им. К.П. Боклевского студентам — отличникам учебы. Кроме того, действуют базовые кафедры, специалисты предприятий принимают участие в ГИА в учреждениях СПО, а также выступают экспертами на региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), учащиеся учебных заведений принимают участие в корпоративных чемпионатах профессионального мастерства работников обществ Группы «ОСК».

С 2020 года ОСК проводит ежегодный отраслевой межвузовский чемпионат «Проекториум», в рамках которого кросс-функциональные студенческие команды решают реальные инженерно-управленческие задачи.

Читайте также

Истории успеха
Производство российских электромобилей начнется уже в этом году
Истории успеха
Можем заменить: электрические лампы
Истории успеха
Легковой автопром России: канун больших перемен
Истории успеха
Олег Николаев: «В Волгоградской области выпускают продукцию, уникальную в своем роде»