ОПК: курс на финансовое оздоровление
Новости

ОПК: курс на финансовое оздоровление

ОПК: курс на финансовое оздоровление

Оборонно-промышленный комплекс России, являясь наиболее высокотехнологичным в национальной экономике и в то же время определяющим оборонный потенциал государства, тем не менее испытывает сегодня ряд проблем. Одна из них – финансовые сложности. Решать их призваны программы финансового оздоровления.

Одной из главных причин возникновения финансовых трудностей у оборонных заводов остается историческая высокая долговая нагрузка, которая сложилась за последние несколько десятилетий. Так, по данным на 2019 год, общая задолженность военных предприятий по кредитам достигла 2 трлн руб.

Улучшить экономические показатели предприятиям ОПК зачастую мешает крайне высокая зависимость от гособоронзаказа, когда практически нет возможности оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, с учетом специфики производства и закрытости сферы, связанной с государственной тайной и другими вопросами национальной безопасности, военные предприятия не всегда могут заниматься полноценным маркетингом своей продукции и продвигать ее на рынке. Переход к выпуску гражданской продукции также сопровождается рядом сложностей, среди которых необходимость обновления производственных мощностей, привлечения новых квалифицированных кадров, что ведет к дополнительной финансовой нагрузке на предприятия.

Задача – оздоровить

Активная деятельность государства в отношении решения проблемы долговой нагрузки предприятий ОПК началась в 2019 году. В июле 2019 года вице-премьер Юрий Борисов отметил, что из-за гигантского кредитного портфеля предприятия ОПК вынуждены «жить впроголодь». На тот момент объем реструктуризации части задолженности оценивался вице-премьером примерно в 600–700 млрд руб. При этом долги предприятий отечественного ОПК в основном были сосредоточены в нескольких корпорациях. «90% долгов приходится на несколько интегрированных структур: ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), ОСК (Объединенная судостроительная корпорация), Уралвагонозавод, в какой-то степени это «Высокоточка» («Высокоточные комплексы») и «Алмаз-Антей», – отметил Юрий Борисов.

В октябре того же года прошло совещание президента и правительства по финансовому оздоровлению предприятий ОПК. «Расчистка» проблемных кредитов – это один из этапов по выводу отрасли из финансовых проблем. Такую задачу перед профильными ведомствами тогда поставил Президент Владимир Путин, говоря о развитии ОПК и налаживании на его базе производства востребованной гражданской продукции. Результатом этой деятельности стал закрытый указ Президента об оздоровлении отрасли.

В начале 2020 года началась масштабная программа по финансовому оздоровлению ключевых предприятий оборонно-промышленного комплекса. Всего предприятиям ОПК запланировали списать 375 млрд руб. долгов. Кроме того, в числе мер поддержки оказались полное обеспечение предприятий гособоронзаказами и докапитализация тех, кто нуждается в дополнительных средствах.

«Каждое предприятие уникально, тем не менее можно говорить о некоторых универсальных факторах, наличие которых необходимо для выведения предприятия на тренд устойчивого развития».  Олег Бочкарев заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

«Это в первую очередь стабильное увеличение выручки предприятия, соответствие имущественного комплекса и загрузки предприятия заказами. Идеальный вариант, когда такое соответствие достигается за счет реализации проектов диверсификации производства, – подчеркивает Олег Бочкарев, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. – Также необходимым условием для выведения предприятия из кризиса является решение задачи по урегулированию исторической проблемной задолженности предприятий. И задача эта может быть решена за счет активной работы всех заинтересованных сторон – собственников предприятия, государства, финансовых институтов».

Для финансового здоровья предприятий ОПК чрезвычайно важно, что снижать объемы финансирования госпрограммы вооружений на период 2024–2033 годов власти страны не намерены. На проект планируется выделить примерно 21–22 трлн руб., по словам первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Андрея Ельчанинова. Эти объемы средств сопоставимы с предыдущими двумя аналогичными госпрограммами, бюджет каждой из которых составлял 21,7 трлн руб. Запуск очередного витка этой программы для оборонной промышленности означает стабильный финансовый поток для предприятий.

В Ростехе не исключают глобальную реформу авиаотрасли, которая затронет все ведущие авиастроительные предприятия

Операция по спасению авиации

Серьезным вызовом для оборонки стал кризис в авиационной отрасли. Так, к лету 2020 года общая задолженность Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), включающей в единый холдинг ведущие авиазаводы страны и ряд авиаремонтных предприятий, превышала 400 млрд руб. Часть этого долга тянулась за предприятиями ОАК еще с 90-х годов ХХ века. Такой объем стал неподъемным и закрывал практически все возможности инвестирования в новые авиационные программы.

Поэтому в июне 2020 года было принято решение докапитализировать Объединенную авиастроительную корпорацию почти на 250 млрд руб. в рамках госпрограммы финансового оздоровления. Эти средства направляются на погашение долгов перед банками. Оставшуюся часть кредитного долга ОАК на сумму порядка 150 млрд руб. предполагается реструктурировать.

В рамках проекта по финансовому оздоровлению в ОАК сейчас также проводятся оптимизация управления и трансформация научно-конструкторского блока. Кроме того, холдинг продает непрофильные активы. При этом в Госкорпорации Ростех, частью которой является ОАК, не исключают глобальную реформу всей авиационной отрасли страны. Реформа затронет все ведущие авиастроительные предприятия: заводы «Сухой», «МиГ», «Туполев», «Ильюшин» и корпорацию «Иркут». Их могут объединить в единый корпоративный центр самолетостроения, что потенциально позволит обеспечить финансовую прозрачность всех операций и должно вывести компании на стабильное финансовое положение. Кроме того, это поможет усилить научную и инженерную базу всех предприятий.

По словам Андрея Ельчанинова, первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, стратегия развития ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», включающая работу по финансовому оздоровлению, рассчитана на период до 2035 года и вскоре будет представлена общественности.

Задача – сохранить производства

В марте 2020 года в Ростехе сообщили о разработке предложений по корректировке законодательства о банкротстве предприятий ОПК. В перспективе это даст предприятиям дополнительные шансы сохранить производства и преодолеть кризис, не прибегая к крайним мерам.

Вместе с экспертами Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова и Национального союза профессионалов антикризисного управления (НСПАУ) Ростех выступил с инициативой увеличить количество реабилитационных процедур для промышленных предприятий, а также закрепить на законодательном уровне статус специализированных антикризисных компаний, которые занимаются разработкой и реализацией плана по выводу предприятий из предбанкротной ситуации.

Эксперты также предложили разграничить понятия реабилитационных процедур – «финансовое оздоровление», «внешнее управление», «реструктуризация активов» – и их цели и функции. Кроме того, срок проведения реабилитационных процедур предлагается увеличить до четырех и более лет. Это необходимо для финансового оздоровления промышленных предприятий с длительным циклом и невысокой рентабельностью производства.

Как считают в Ростехе, все эти меры могут увеличить общее количество реабилитационных процедур для предприятий в 7–10 раз к 2025 году, что повысит процент возврата заемных средств кредиторам в два раза, стабилизирует финансовое положение предприятий ОПК и предотвратит «цепные» банкротства в смежных отраслях.

Опора на ПСБ

В 2019 году Промсвязьбанк стал опорным банком ОПК. Тогда Минфин прогнозировал, что банку перейдут кредиты оборонных предприятий от других банков на общую сумму до 1 трлн руб. вместе с соответствующим капиталом.

Передача кредитов сопровождается их реструктуризацией и снижением ставок, что должно снять часть кредитной нагрузки для предприятий оборонной отрасли. Так, в конце декабря 2020 года завершилась работа по передаче банку текущих кредитов предприятий ОПК из других банков на общую сумму около 100 млрд руб.

«Передача кредитов из госбанков выполнена в полном объеме согласно распоряжениям Правительства РФ. Проблема с невозвратными долгами оборонных предприятий была решена следующим образом: в рамках плана финансового оздоровления отрасли часть проблемных кредитов на текущий момент реструктуризирована или погашена за счет докапитализации предприятий государством», – комментирует председатель ПСБ Петр Фрадков.

Также банк начал сопровождать расчеты по государственным контрактам в сфере гособоронзаказа, что серьезно повышает прозрачность сделок. На сегодняшний день ПСБ осуществляет сопровождение 65% всех контрактов государственного оборонного заказа. При этом ресурсно и технически банк готов взять на себя обслуживание до 100%.

Комплексное решение

С момента начала работы в статусе опорного банка для оборонной промышленности в Промсвязьбанке заговорили о комплексном подходе к финансовому оздоровления предприятий отрасли. Это подразумевает не только работу с текущими экономическими проблемами заводов, но и поддержку их главного капитала – людей. Для этого в банке создается специфическая экосистема оборонной отрасли, которая предполагает снижение ставок по ипотечным кредитам для сотрудников предприятий ОПК и защиту их персональных данных при использовании финансовых продуктов.

«Работая с оборонно-промышленным комплексом, мы не можем и не должны концентрироваться только на работе с предприятиями, – рассказал Владимиру Путину на встрече 8 июля 2020 года глава банка Петр Фрадков. – Система намного шире, и, по всей видимости, будем разрабатывать программы, концентрироваться на работе с людьми, имею в виду сотрудников оборонно-промышленного комплекса, в том числе сотрудников силовых ведомств».

На тот момент Промсвязьбанк уже сопровождал более 60% всех контрактов в сфере гособоронзаказа, а в кредитном портфеле средняя ставка для оборонных предприятий составляла 7,7%. При этом предприятия – участники спецпрограммы дополнительного льготного финансирования контрактов по ГОЗ получали кредиты по ставке не выше 6,5%. Кроме того, банк принимал и продолжает принимать на себя часть активов предприятий под будущую реструктуризацию задолженности оборонных предприятий.

В ПСБ также уверены, что текущие вызовы требуют ряда корректировок в принципах поддержки ОПК и расширения профильных программ. В частности, необходимо превентивное реагирование на ухудшение финансового положения на предприятиях, в том числе с использованием данных мониторинга предприятий ОПК. Для этого эксперты банка обеспечивают информационно-аналитическое сопровождение Правительственной комиссии по предупреждению банкротства. В ПСБ разработали специальную методику расчета рейтинга финансовой устойчивости оборонных предприятий, которая опирается на данные о финансово-экономических параметрах предприятий.

«В настоящий момент для расчета рейтинга финансовой устойчивости ОПК используется внутренняя методика банка. В соответствии с ней используются количественные и качественные факторы. К качественным относятся такие факторы, как опыт работы по основному направлению деятельности, выручка, географическая диверсификация, остаток поступлений денежных средств по контрактам, устойчивость конкурентной позиции, качество управленческой информации и др. К количественным – ликвидность, маржинальность, долговая нагрузка, валютный риск долга, финансовая устойчивость, оборачиваемость и др.», – уточняет Сергей Добрин, старший вице-президент, директор департамента финансового оздоровления ПСБ. В Промсвязьбанке убеждены, что важно не просто сиюминутно решать финансовые проблемы предприятий за счет очередных вливаний государственных средств, но вести системную работу с предприятиями ОПК. Привлекать к решению проблем все заинтересованные стороны, начиная от самих предприятий и предприятий, входящих в кооперацию, заканчивая финансовыми институтами и заказчиками по ГОЗ.

«Меры по восстановлению платежеспособности должника многочисленные и разнообразные, как и сами предприятия-должники. Поэтому для каждого предприятия-должника могут применяться разные инструменты. Среди наиболее распространенных и эффективных: рефинансирование проблемной задолженности, выявление и реализация непрофильных активов, компактизация производства, снижение себестоимости продукции», – отмечает Сергей Добрин.

Сейчас уже можно говорить о том, что в ОПК накоплено достаточно компетенций в области финансового оздоровления. На следующих этапах руководство предприятий и власти смогут совершенствовать действующие механизмы по оздоровлению отраслевых предприятий.

«Очевидно, что сдерживающий фактор здесь – большая долговая нагрузка. Взятые кредиты серьезно ограничивают возможности по диверсификации производства, внедрению передовых технологий, кадровому развитию».  Владимир Путин Президент Российской Федерации

Юрий Борисов, вице-премьер Российской Федерации:

«Я вам назову здесь несколько цифр: 750 млрд руб. будет реструктурировано для предприятий ОПК. Из них половина практически будет списана, по остальным будут проведены реструктуризации на 15 лет под 3% годовых. Это очень серьезная мера, которая позволит освободиться от огромных платежей банкирам, высвободить средства для собственного развития».

Олег Бочкарев, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации:

«В 2019 году большое количество предприятий ОПК находилось в сложном финансовом положении, значительная часть их задолженности требовала реструктуризации. Государством были приняты меры, предусматривающие урегулирование части проблемной задолженности предприятий ОПК.

2020 год был непростым, пандемия коронавируса стала вызовом как для экономики страны в целом, так и для предприятий ОПК. Это внесло свои корректировки в работу предприятий ОПК. Государством были приняты беспрецедентные меры по поддержке оборонных предприятий в период пандемии в части ускоренного размещения заданий гособоронзаказа, хеджирования финансовых рисков предприятий, загрузки предприятий гособоронзаказом. Часть предприятий ОПК воспользовались льготными кредитами в рамках так называемого антиковидного пакета мер господдержки.

Среди системных мер господдержки, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятий ОПК, следует выделить предоставление субсидии в целях предупреждения банкротства предприятий ОПК (в рамках Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 № 368). Обязательным условием предоставления господдержки являются разработка и дальнейшая реализация предприятием плана финансового оздоровления, который представляет собой перечень, экономические обоснования и сроки исполнения мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и предотвращение банкротства. Рассмотрение планов финансового оздоровления проходит в рамках работы Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса. Как правило, разработка плана финансового оздоровления и реализация мероприятий в соответствии с документом, а также их последующий мониторинг происходит при содействии опорного банка.

Для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предприятиями ОПК и в целях выполнения национальных проектов было необходимо усилить меры по обеспечению госзакупок отечественных товаров. Были внесены необходимые поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ, направленные на расширение господдержки российских производителей. В развитие данных поправок были разработаны и приняты соответствующие Постановления Правительства РФ от 03.12.2020: № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» – для закупок в рамках 223-ФЗ; № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» – для закупок в рамках 44-ФЗ.

Указанные постановления устанавливают минимальную долю закупок товаров российского происхождения, определенную в процентном отношении к объему товаров, работ, услуг соответствующего вида, осуществляемых заказчиком в отчетном году. Соответствующие документы были подготовлены по поручениям президента Владимира Путина и курирующего промышленность вице-премьера Юрия Борисова, инициировавшего введение квот в госзаказ.

Крайне важной остается необходимость в формировании инструментов гарантированного государственного спроса на гражданскую продукцию предприятий ОПК и разработке расширенного перечня продукции, нужной для реализации национальных проектов».

Вячеслав Шпорт, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации:

«Без сомнения, сегодня большинство предприятий ОПК нуждается в модернизации производственной базы, в том числе в создании современных мощностей для производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения в ходе диверсификации. Понимая это, органы власти Российской Федерации совместно с предприятиями и институтами развития ведут целенаправленную работу по развитию механизмов финансирования данных процессов.

Отмечается дефицит квалифицированных кадров в отрасли, прежде всего специалистов, способных обеспечить производство и реализацию гражданской продукции в рыночных условиях. Все также остается актуальной проблема коммерциализации результатов НИОКР, причинами которой является недостаточность финансирования научных исследований и отсутствие механизма передачи военных технологий в гражданский сектор. Сохраняются пробелы в решении проблемы импортозамещения в оборонной промышленности.

Основные направления развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации предопределяются прежде всего национальными интересами государства. Необходимо учитывать, что российская оборонная отрасль, являясь наиболее наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, должна решать задачи создания и расширения выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

Через пять лет я вижу российскую оборонную промышленность прежде всего уверенно решающей свою основную задачу по безусловному выполнению контрактов государственного оборонного заказа. Принимая во внимание те меры, которые предпринимаются государством для преодоления проблем комплекса и для развития оборонных предприятий, нужно ожидать от ОПК большей финансовой устойчивости, приспособленности к рынку, большей конкурентоспособности».

Андрей Ельчанинов, первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ:

«Объединенная авиастроительная корпорация намерена минимизировать возможный ущерб для конструкторского и производственного процессов. Революции в период ковида никому не нужны. Не стоит забывать, что авиационная отрасль наиболее пострадала от пандемии. И на этом фоне дополнительные потрясения – штатные или организационные – точно ни к чему. Они однозначно негативно скажутся на исполнении контрактов с госзаказчиками, как с военными, так и с гражданскими. Поэтому сейчас идет не революционный процесс, а тонкая настройка».

Олег Минаев, руководитель корпоративного бизнеса ПАО «Промсвязьбанк»:

«Необходимо отметить, что государством ведется масштабная работа, направленная на решение финансовых проблем ОПК, – активно разрабатываются различные меры поддержки предприятий комплекса. Здесь можно говорить и про прямые субсидии предприятию в части НИОКР и в части предупреждения банкротства, льготное кредитование проектов диверсификации, инициативы по созданию гарантированного спроса в рамках проведения госзакупок, стимулирование внешнеэкономической деятельности и другие направления поддержки.

Сейчас государством совместно с интегрированными структурами и предприятиями ОПК принимаются необходимые меры по увеличению доли высокотехнологичной гражданской продукции в общем объеме производства. По результатам 2020 года эта доля достигла 25,6%. Инициативы по поддержке диверсификации в ОПК, реализуемые сейчас и уже реализованные, гарантированно будут способствовать достижению поставленных Президентом РФ целей по уровню диверсификации производства предприятий ОПК.

Обеспечение спроса на гражданскую продукцию предприятий ОПК (за счет введения квот закупок российских товаров, ограничений по иностранным участникам), льготное финансирование проектов диверсификации, поддержка НИОКР и развитие кадров – та совокупность стимулов, создающая необходимые условия для успешной реализации проектов».

Петр Лахин, генеральный директор АО «ФЗМТ»:

«В 2020 году Арбитражным судом Московской области было вынесено определение о признании АО «ФЗМТ» несостоятельным (банкротом) и введена процедура наблюдения в связи с невозможностью предприятия погашать имеющиеся кредитные обязательства.

Ситуация неплатежеспособности возникла по ряду причин, среди которых исторические проблемы отрасли, снижение объемов ГОЗ. Существенное влияние на финансовое состояние АО «ФЗМТ» оказал пожар в июне 2016 года, возникший по вине соседнего предприятия. В результате сгорел в полном объеме испытательный центр предприятия с уникальным оборудованием, не имеющим российских и зарубежных аналогов. Производственные мощности предприятие восстанавливало своими силами и за счет средств от выручки.

Учитывая уникальность производимой продукции, для сохранения предприятия мы обратились в Правительство РФ, Министерство обороны РФ (Департамент Министерства обороны РФ по обеспечению ГОЗ), Минпромторг России (Департамент радиоэлектронной промышленности), Министерство инвестиций промышленности и науки Московской области, благодаря которым АО «ФЗМТ» наладило взаимоотношения с Промсвязьбанком, опорным банком в сфере ГОЗ, и обратилось с просьбой оказать содействие в финансовом оздоровлении предприятия, на что было получено одобрение правления банка.

Разработка плана финансового оздоровления – это непростой процесс, который требует комплексного исследования предприятия и наличия соответствующих компетенций. Мы в полной мере получили экспертную помощь со стороны ПСБ в рамках разработки плана финансового оздоровления.

Совместно со специалистами банка нами был разработан оптимальный набор мероприятий, целью которых является достижение долгосрочной финансовой устойчивости предприятия. Схема работы подразумевает в том числе рефинансирование задолженности предприятия перед основным кредитором предприятия, а также другие мероприятия, касающиеся повышения эффективности деятельности организации. Важное место среди мероприятий финансового оздоровления также занимает системная работа с непрофильными активами.

План финансового оздоровления предусматривает не только комплекс инструментов, направленных на преодоление финансово-экономических трудностей. В нашем случае речь идет и о мероприятиях по модернизации оборудования, расширению производственных компетенций, перестроению производственных бизнес-процессов, активной работе по продвижению продукции предприятия как по линии ГОЗ, так и по линии гражданских заказчиков. Реализация таких инициатив позволяет предприятию загрузить производственные мощности, сохранить стратегическое имущество и уникальные компетенции, удерживать и развивать своих сотрудников».

Читайте также

Новости
Власти Тульской области рассчитывают создать Центр компетенций в сфере ОПК
Новости
Ростех запустил производство электродвигателей для беспилотников
Новости
Аты-баты, шли стартапы
Новости
Россия планирует увеличить выпуск гражданских вертолетов почти на треть