Сборка «Байкалов» для замены Ан-2 переносится на Дальний Восток
Новости

Сборка «Байкалов» для замены Ан-2 переносится на Дальний Восток

Сборка «Байкалов» для замены Ан-2 переносится на Дальний Восток

Новый самолет станет ближе к главному заказчику – дальневосточной «Авроре».

Новый легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» для местной авиации могут начать собирать на Дальнем Востоке вместо Екатеринбурга, сообщили «Ведомостям» два источника на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА, разработчик «Байкала») и подтвердили в Минпромторге.

Для этого в Комсомольске рядом с территорией авиазавода КнААЗ (на нем собирают SSJ100 и военные самолеты) хотят построить новый сборочный цех, в котором и организуют серийную сборку «Байкалов», а также учебно-тренировочный центр, рассказал источник. Площадка под «Байкал» будет юридически и фактически отделена от производства истребителей Су-35С и Су-57, хотя для испытаний «Байкала» могут использовать аэродром авиазавода (Дземги), пояснил собеседник газеты. По словам источника «Ведомостей» в УЗГА, сроки сертификации и стоимость самолета из-за переноса сборки в Комсомольск не изменятся.

«Такое предложение обсуждается с Минвостокразвития. Сейчас мы проводим оценку всех факторов и анализируем целесообразность реализации инициативы», – сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга. От дальнейших комментариев в министерстве отказались. Представители Объединенной авиационной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»), УЗГА и правительства Хабаровского края на вопросы «Ведомостей» не ответили. Сейчас прорабатывается финансово-экономическое обоснование для переноса производства, рассматривается возможность включения проекта в периметр территории опережающего развития (ТОР), сказал «Ведомостям» представитель Минвостокразвития.

ЛМС-901 «Байкал» разрабатывался по заказу Минпромторга в 2019–2021 гг. 100%-ной «дочкой» УЗГА компанией «Байкал инжиниринг». Инвестиции государства в проект составили 1,25 млрд руб. В базовом варианте самолет рассчитан на перевозку девяти пассажиров. Как обещал глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании президиума Госсовета 19 октября, самолет получит сертификат типа с возможностью перевозки до 14 человек. По оценке ГосНИИ гражданской авиации, спрос российских эксплуатантов на самолеты вместимостью 9–19 мест составит 360 единиц до 2025 г. и 600 – до 2030-го. Предполагается, что «Байкал» заменит в России парк устаревших «кукурузников» Ан-2, коих осталось около 300 штук в состоянии летной годности.

Президент Владимир Путин поручил выделить на продвижение российских самолетов около 600 млрд руб. в 2022–2024 гг., следует из поручений президента, утвержденных в конце сентября, о которых сообщали «Ведомости». Эти средства пойдут на развитие и поставки SSJ100, МС-21, Ил-114 (все модели ОАК) и «Байкала».

УЗГА был структурой «Ростеха», но в апреле 2018 г. завод вышел из состава госкорпорации. Сейчас, по данным СПАРК, 75% завода принадлежит владельцу «НК банка» Виктору Григорьеву. Но конечными бенефициарами завода источники называют Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Им же принадлежит чешская Aircraft Industries, по лицензии которой на УЗГА и собирают L-410. Кроме него УЗГА выпускает беспилотные комплексы «Форпост-Р» для ВС России и легкие учебные самолеты DA42 по лицензии австрийской Diamond Aircraft.

Сейчас существует всего один опытный образец нового «Байкала». Он был представлен на авиасалоне МАКС летом. «Байкал» должен быть сертифицирован в 2023 г., тогда же планируется начать серийное производство и передать первые самолеты эксплуатантам, говорил Мантуров на заседании Госсовета. Стоимость одного самолета, согласно техзаданию заказчика, не должна превышать 120 млн руб.

Перенос сборки в Комсомольск – это попытка руководителей дальневосточных регионов создать собственные предприятия в регионе, говорит источник «Ведомостей» на одном из авиастроительных предприятий. Он напомнил, что создание ТОР в Хабаровском крае активно продвигал экс-губернатор региона Вячеслав Шпорт. «Изначально задумывалось привлечь частных инвесторов для запуска производства под нужды уже существующих местных предприятий – авиазавода КнААЗ (принадлежит ОАК), Амурского судостроительного завода или Комсомольского НПЗ. Затем думали привлечь хотя бы кого-то. Путешествие было долгим, наконец нашли», – говорит собеседник газеты.

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что изначально «Байкалы» планировали собирать в Улан-Удэ, а основным заказчиком должна была стать дальневосточная авиакомпания «Аврора». Собирать самолет в Улан-Удэ было бы дорого, говорил представитель УЗГА. Организовать сборку рядом с будущим заказчиком логично, к тому же ТОР предполагает льготы для резидентов, отмечает Пантелеев. Основная задача УЗГА – уложиться в заданную Минпромторгом цену самолета, поэтому они ищут площадку с минимальными накладными расходами, объясняет он.

Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» должна получить первые два «Байкала» уже в 2023 г. Всего до 2025 г. ей должны поставить 10 таких самолетов, следует из графика поставок, утвержденного Минпромторгом.

Директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий соглашается с Пантелеевым. При сборке в Комсомольске появляется возможность организовать более эффективную техподдержку «Байкалов» при эксплуатации, не требующую перегона самолетов местных воздушных линий через полстраны, поясняет эксперт. А капзатраты по проекту могут оказаться даже ниже, чем при сборке в Екатеринбурге, за счет размещения производства в рамках ТОР, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что создание новых мощностей на Дальнем Востоке осложняется серьезным дефицитом рабочей силы и логистическими проблемами при поставках комплектующих. Реализация такого проекта с нуля, даже если это будет крупноузловая сборка, займет не менее полутора лет, а стоимость самолета неизбежно вырастет, полагает эксперт. Сроки сертификации в 2023 г., если речь идет о модификации с чешским турбовинтовым двигателем General Electric H80-200, выглядят реалистичными, но если речь идет об отечественном двигателе ВК-800, то модификация с ним, вероятнее всего, появится не ранее 2025 г., отмечает Бурмистров.

Читайте также

Новости
Группа ПСБ рассматривает возможность поддержки проектов частной космонавтики
Новости
Правительство России профинансирует создание четырех новых спутников связи
Новости
Второй самолет МС-21 с российскими системами начал летные сертификационные испытания
Новости
На Балтийском заводе Санкт-Петербурга стартовало строительство сверхмощного атомного ледокола «Сталинград»