Судостроительные компании наращивают объемы займов на модернизацию
Новости

Судостроительные компании наращивают объемы займов на модернизацию

Судостроительные компании наращивают объемы займов на модернизацию

Эксперты отмечают, что средства, направляемые на модернизацию, будут увеличиваться из года в год.

Кредитный портфель ПСБ по финансированию судостроительных предприятий в СЗФО вырос за последние два года в два раза. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщил Андрей Макаров, заместитель управляющего по работе с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Санкт-Петербургского филиала ПСБ. Эксперты полагают, что тенденция к росту объемов кредитования отрасли продолжится и в последующие годы с учетом ставки на технологический суверенитет. При этом в структуре кредитов будет расти доля средств на модернизацию самих верфей.

Напомним, что ПСБ является опорным банком для предприятий ОПК. Как уточнил спикер, на долю банка приходится сопровождение порядка 80% от всех контрактов, заключенных в сфере гособоронзаказа.

Андрей Макаров отметил, что прогнозируемый рост объемов финансирования судостроительных предприятий связан с тем, что большинство из них уже до 2030 года загружены контрактами, которые предполагают длительное исполнение и требуют финансовой поддержки. Он добавил, что СЗФО является крупнейшим кластером судостроения в нашей стране, в который входят предприятия Санкт-Петербурга, Северодвинска и Архангельска, Мурманска и Калининграда.

«Мы наблюдаем постоянный рост спроса на кредитные ресурсы со стороны предприятий судостроения. ПСБ с 2018 г. сохраняет льготную ставку финансирования ГОЗ, которая сегодня особо востребована, учитывая текущий уровень ключевой ставки. Кроме того, мы помогаем судостроителям получать государственную поддержку в рамках различных федеральных программ, включая поддержку производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения для ОПК, финансирование приобретения приоритетной для импорта продукции, финансирование инвестиционных проектов, направленных на производство продукции», — рассказал Андрей Макаров.

Он также отметил, что стандартный банковский продукт адаптируется под потребности конкретных участников. «Финансовые продукты с базовыми программами эффективны для кредитования МСП. Для крупных оборонно-промышленных предприятий кредитные условия разрабатываются индивидуально. Фактически для каждого банк подбирает свои условия, исходя из множества параметров и в соответствии с потребностями отрасли», — пояснил он.

Заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Карлик отмечает, что судостроительная промышленность имеет свою специфику, что отражается на особенностях кредитования. Для отрасли характерны длительные циклы проектирования и постройки судов, высокая капиталоемкость продукции, а также длинные сроки окупаемости и эксплуатации.

«При сравнительно низкой производительности труда и большой длительности цикла проектирования и производства для предприятий основная финансово-экономическая проблема состоит в дефиците оборотных средств на фоне системы ценообразования в рамках гособоронзаказа. Рентабельность собственных затрат предприятий судостроения в рамках гособоронзаказа допускается не выше 25%, при том что рентабельность привнесенных затрат, составляющих около 80% себестоимости, допускается в размере не более 1%», — пояснил он.

Андрей Макаров добавил, что с учетом высокой загрузки растет и потребность в модернизации самих верфей, требуется импортозамещение компонентов и оборудования, для чего также необходим значительный объем финансирования. Сейчас в структуре кредитного финансирования отрасли порядка 80% приходится на сами заказы – строительство кораблей и судов, а 20% направляются на модернизацию верфей, однако, по его оценкам, со временем эта доля будет расти.

Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Артем Голубев отмечает, что ремонт и модернизация верфей необходимы в силу их естественного износа, другим фактором является то, что не все они в нужном объеме предназначены для строительства крупногабаритных судов, которые сейчас востребованы. Если предприятие находится в черте города, то его модернизация для строительства крупных судов может требовать переноса объекта, что сопряжено со значительными объемами финансирования.

Вектор инвестирования уже смещается в сторону роста доли затрат на модернизацию существующих и строительство новых верфей, говорит Александр Карлик.

«Отдельно стоит отметить, что банки оказывают содействие в привлечении высококвалифицированного персонала на производственные предприятия не только в судостроении, но и во всей обрабатывающей промышленности. Например, помогают привлекать и удерживать кадры за счет комплексных продуктов для сотрудников, создавая действенные меры социальной поддержки: это и зарплатные проекты, и юридические консультации, и помощь автомобилистам, и мелкий домашний ремонт, и даже психологическая поддержка. Совместные программы по возведению жилья для сотрудников предприятий привлекают молодых специалистов возможностью получить квартиру за 60-80% от рыночной стоимости с минимальным первым взносом по ипотеке и льготной ставкой. Все эти программы действуют, пока сотрудник работает на предприятии, и это помогает сохранять коллективы и привлекать квалифицированные кадры», — дополняет Андрей Макаров.

Читайте также

Новости
Мантуров отметил рост инвестиционной активности в экономике
Новости
Министерствам поручено представить меры развития российского судостроения
Новости
Учебный центр РАТА подготовил первую группу специалистов по техобслуживанию МС-21
Новости
Банки профинансируют 12 проектов технологического суверенитета России